Сатанинский феномен Ванги

Сатанинский феномен Ванги

О том, что подтолкнуло святогорского монаха обратить внимание и исследовать с богословской точки зрения сатанинский феномен Ванги, о духовном состоянии современного человека и его личном пути к Богу сотрудник сайта Болгарской патриархии Весела Игнатова беседовала с иеромонахом Виссарионом.

Иеромонах Виссарион - второй епитроп болгарского святогорского монастыря Святого Георгия Зографа - автором книги “Петр Дынов и Ванга – пророки и предтечи антихриста”

Источник: Православие.Ru

 


Болгарский монастырь Зограф. Святая Гора Афон. Фото: А. Поспелов

– Почему Вы пишете о Ванге?

– Издано столько восхваляющих ее книг. В некоторых из них ее называют святой, в других призывают упасть перед ней на колени. В книге “На колени перед Вангой” было столько богохульств, что я был изумлен, что ее предлагают для чтения. Это восхваление оказалось не моментным увлечением, оно углубляется со временем и переходит в поклонение злу.

Болгария – родина св. Патриарха Евтимия, св. Иоанна Рыльского. Здесь были такие церковные деятели, как св. Климент Охридский и св. Наум Охридский и их ученики, царь Петр, царь Борис, тут подвизались мученики – св. Георгий Новый, св. Николай Софийский, св. Злата Мыгленская. Почему мы забыли про этих наших духовных колоссов, которые и сейчас помогают нашим людям? Св. Иоанн Рыльский нам завещал: “Храните православную веру! Храните веру, переданную нам святыми отцами!”. Слышен ли этот призыв сегодня?… Слышен призыв поклоняться Ванге, слышны слова Дынова.

Официальная позиция Св. Синода от 1922 г., объявившая Дынова еретиком, сегодня забыта. Но в отношении его учения и его самого все же есть официальная церковная позиция, а в отношении Ванги – нет. Благодаря журналистам, она представлена в положительном свете: “все угадывала”, помогала людям, поэтому она святая. Забывается о том, что чудеса могут делать и люди, которые далеки от христианства и святости. Имеются вещи, которые принадлежат падшим ангелам, падшим духам, которые существуют.


Вангелия Пандева Гуштерова

 

– Какова опасность ворожбы?

– Темные силы потому опасны, что лукавы и иногда говорят совсем правильные вещи. Приведу один пример из Священного писания – Нового Завета. Это случай со св. ап. Павлом, когда он посредством Божьей силы изгнал “дух предсказания” из одной служанки, хотя в этом случае дух говорил истину: “сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения” (Деян. 16: 16-18). Эта служанка приносила большую прибыль своему господину своим предсказательским даром. И впоследствии из-за изгнания из нее нечистого духа апостолы Павел и Сила были жестоко избиты и изгнаны. Но, как отмечают святые отцы, св. Павел не желал воспользоваться услугами бесов, поскольку такие услуги потом дорого обходятся в духовном плане. Обратим внимание и на тот факт, что служанка успешно ворожила и таким способом привлекала к себе многих людей, т.е. в их глазах она была “пророчицей”. Несомненно эта служанка и ее “дух пророчества” очень напоминают “пророчицу Вангу” и ее “силы”.

Отмечу еще, что из множества окружавших служанку людей, лишь апостол Павел (будучи действительно духовным и святым человеком) заметил, что она предсказывала не Божью, а бесовскую помощь. В современном бездуховном мире еще труднее найти таких людей, как апостол Павел, которые ясно и категорично раскрыли бы истину. Поэтому мы не должны рассчитывать на современное “общественное” мнение (или же на экзальтированные статьи в газетах) в отношении духовных вопросов, а внимательно руководствоваться примером и учением Божьих угодников, таких как ап. Павел и другие апостолы. Это учение подробно описано в Священном Писании и Священном Предании.

Примечательно, что Ванга впадает в транс и после него ничего не помнит. У нее появляется чужой голос, которым она говорит, и это показывает, что в нее вселяется другое существо, что она сама и признавала. В момент такого вселения она (“святая”) начинала рычать и угрожать окружающим, что причинит им зло. Это не святость, а одержимость, обратная святости. Человек в таком состоянии не общается со Святым Духом, с Господом, а с темными силами. Святые, которые совершают чудеса, обычно имеют многолетний аскетический опыт, долго борются за очищение сердца, имеют много искушений. Духовное руководство им помогает перебороть все это и возвыситься. Но после многолетних усилий. Чтобы проявились плоды святости, необходим долгий период очищения, а у Ванги его совсем не было.

В своей жизни она имела два определенных момента. Первый, когда она ослепла и начала предсказывать. В этот период, по ее словам, перед ней явился св. Иоанн Златоуст, который сказал, что она станет первой гадалкой. Это трагикомический момент. Почему? Потому что св. Иоанн Златоуст всегда говорил о ворожеях, как о слугах лукавого. Он не менял своего учения и в течение всей жизни смотрел на ворожей и гадалок как на Божьих врагов, прямо связывающих людей с бесами. Таково и учение Церкви: ворожеи – Божьи враги. И Ванга, невежа в духовном отношении на протяжении всей жизни, посчитала, что св. Иоанн Златоуст действительно это сказал. Не имело значения, что он всегда проповедовал совсем различные вещи – ее он решил “поощрить”. И Ванга приняла это поощрение. Не перекрестилась, не защитилась молитвой в этот момент, не обратилась к Богу, чтобы он ее просветил, а все приняла за чистую монету.

Второй момент наступает в 1941 году, когда она начинает говорить чужим голосом. Здесь на практике видим уже одержимого человека, который становится все более подчиненным бесам. Эти духи злобы издеваются над ней: заставляют раздеваться, одеваться, собирать паутину и т.д. Можно ли это назвать общением с Богом? Может ли Бог так издеваться над Своим созданием? Ясно, что это общение с темными силами. Но, к сожалению, общество придерживается совершенно противоположного мнения на этот счет: Ванга предсказывает, помогает людям и поэтому она святая. А то, что она получает эти знания от общения с демоническими силами, не имеет никакого значения. Есть и другие экстрасенсы, которые предсказывают будущее, но делает ли это их святыми? Состояние духовной непросвещенности в обществе углубляется. Вместо того, чтобы заклеймить гадательство Ванги и наложить на нее и людей, обращающихся к ней за помощью, епитимию, ее объявляют святой, перед которой нужно встать на колени. Снова подчеркну, что темные силы иногда говорят истину, но только для того, чтобы впоследствии обмануть тех, которые им доверяют. Именно поэтому мы не должны обращаться к ворожеям, гадалкам, магам, экстрасенсам и т.д. Даже, если они и скажут что-то верное, все равно душа человека будет осквернена нечистым бесовским воздействием.

Св. Иоанн Златоуст советует нам быть очень осторожными и даже ненавидеть ворожей, которые называют себя христианками. Особенно в наше лукавое время мы должны иметь в виду, что множество современных экстрасенсов и ворожей любят демонстрировать свою “близость” к христианской вере и Церкви, почитают Библию, иконы, святую воду и др., но при всем при том остаются ворожеями и магами. Самые опасные враги, которые мы считаем друзьями, волки в овечьей шкуре.

– Чем похожи и чем отличаются Дынов и Ванга?

– Многие наши современники обманываются тем, что и Дынов, и Ванга часто говорят о Боге, о свете, вере, Христе, любви, мудрости, но люди сегодня имеют очень наивное представление о том, что темные силы (и их человеческие слуги) не скрываются и прямо проповедуют неверие, ненависть, насилие, разврат, смерть. Дынов и Ванга используют слово “христианство” только как ширму. Под прикрытием христианства они проповедуют нехристианские идеи и практикуют нехристианские действия.

Петр Дынов распространяет свое лжеучение сознательно, планомерно и целенаправленно, и именно за это он должен быть назван лжеучителем в отличие от Ванги, которая скорее жертва заблуждения и духовного обмана ”силами”, с которыми вступает в контакт. Сама она в своих высказываниях говорила о хорошем отношении к Церкви. Иногда посещала монастыри, крестила детей. У нее было уважение к Православной церкви, но она стала жертвой заблуждения, общеизвестного заблуждения. Люди верили, что ее знание ведет к спасению. Это заблуждение.


Ванга в молодости

– Что Вы можете сказать о болгарском дехристианизированном обществе?

– За непросвещенность болгарского народа в этом вопросе вину несут все духовники, которые должны больше объяснять, что Ванга это демонизированная ворожея и при ее посещении злые духи могут прикоснуться к человеку и он станет жертвой неблаготворного влияния.

И это идет от отсутствия благовестия о том, что такое христианство. Ванга имеет и богословские заблуждения. Она говорит о перерождении. Известны ее близкие контакты с Людмилой Живковой и то в момент, когда та увлекалась оккультизмом. Вместо того, чтобы решительно воспротивиться этому и сказать ей, что только христианство единственный путь к спасению, она даже поощряла ее идти по этому пути. Ванга никого не обращала в Православие! Все это показывает, что Ванга неправославный человек. Поэтому я постарался в своем анализе сравнить поступки святых отцов, их способы лечения и отношение к людям с деятельностью Ванги и результатами этой деятельности. До сих пор в болгарской истории не было случая, когда одна ворожея имела бы такую большую популярность на общенациональном уровне и ее считали бы святой. Если бы она жила 200 лет тому назад, то никогда не имела бы такую популярность как сейчас. В нашем дехристианизированном обществе Божий враг считается святым. Это трагедия.

– Расскажите об узком пути к Богу

– Истинное христианство идет по узкому пути. Человек падает, встает, стремится жить по Божьим заповедям, соблюдать их по мере своих сил. Православное христианство призывает человека выполнять все это, но только как средство, а не цель. Цель – это приобретение благодати Святого Духа, потому что она освящает человека. Она делает его больше, чем человек. Благодать его обоживает. Чтобы приобрести ее, человек должен делать нравственные усилия. Не можешь сидеть перед телевизором с сигаретой в руках и вдруг почувствовать, что стал другим человеком, что обожился. Нужны нравственные усилия и с Божьей помощью приобретение Святого Духа, как говорит Серафим Саровский. Есть ли это все у Ванги и у современного человека?!

– Современный человек хочет, чтобы все делалось быстро

– Если есть какой-то путь к духовному успеху и вечности, он хочет, чтобы это стало быстро. Нет того терпения, которое имели наши отцы и того желания дать все от себя, чтобы достичь общения с Богом. К Ванге ходили люди, которые ее спрашивали о различных вещах, часто совсем маловажных: где потерявшаяся овца, где мои деньги?… Конечно, некоторые люди нуждались в духовном напутствии. Задавали вопросы типа “Как помочь больному родителю?”. Ответа на них они не искали в Церкви. Это отсутствие уважения к Церкви делает современного человека несчастным. Конечно причин тому много. 45 лет продолжалась атеистическая пропаганда, сознательно уничтожалось уважение к Церкви. И эти усилия дали результат – печальный результат. Можно ли сказать, что современный болгарин такой же, как болгарин, живший в середине прошлого века? Нельзя. Промывание мозгов длилось долгое время и привело к тому, что из нашего словаря были выброшены все духовные понятия. Вместе с тем повсеместное светское образование стремилось уничтожить христианскую веру и не давало возможности человеку понять какова сущность христианства.

– Каким Вы видите современного духовника?

– Долгое время Церковь хулили и поносили, а государство внедряло своих людей в церковные институты, чтобы контролировать духовников. Эти люди пытались навязать обществу отрицательный образ священника. И все как будто забыли, что Церковь – надчеловеческая организация, руководимая Господом Иисусом Христом и единственно через Церковь можно приблизиться к благодати Бога и то через св. Таинства. Это другая жизнь над человеческими грехами и несовершенством. Даже если священник немощен и имеет личные страсти и грехи (а он не ангел, которого Господь спустил с неба), все же он приобрел благодать Святого Духа и может ее преподавать. И потому мы должны относиться к нему с уважением. Св. Иоанн Златоуст говорит, что даже ангелам и архангелам не дана такая власть, как священникам. Этого уважения к священнику нет сегодня. Современный человек видит, что священник имеет дорогие вещи и дорогую машину и сразу готов его осудить. “Зачем обращаться к тому, кто очень богат?”, – говорит он. К сожалению, журналисты создают этот негативный образ священника. Насаждается мнение, что священники думают только о себе, а не о людях. Человек, который хочет обратиться к Богу, достичь Церкви, найдет и священника, и храм, в котором будет чувствовать себя хорошо и может молиться.

– Нет легкого пути к Богу

– Каждый человек, который пошел по пути к Богу, должен знать, что пройдет через испытания. Нет легкого пути к Богу и никогда его не было. Поэтому Господь и говорит об узком пути. Он не обещает всем, кто хочет войти в Царство Божие, что они в него войдут. Он говорит, что Царство Божие силою берется. Современный человек не хочет прилагать никаких усилий и не принуждает себя ни к чему. Он хочет, чтобы все становилось по мановению волшебной палочки. Хочет на своей машине доехать до Царства Небесного, где сам Бог его встретит, похлопает по плечу и скажет ему, что все хорошо, ты прекрасен, ничего от тебя не требуется. Это не так. Христианство требует жертв. Требует самопринуждения, но в нем содержится и радость. Радость от того, что ты с Богом!



С иеромонахом Виссарионом беседовала Весела Игнатова.

Читайте также
6 октября 2022
Сохранение наследия

В храме великомученицы Варвары города Печоры отреставрированы исторические ступени из тесаного гранита

Во время демонтажа современного крыльца был обнаружен подъем в храм, которому больше двух столетий.
В храме великомученицы Варвары  города  Печоры отреставрированы исторические ступени из тесаного гранита
2 октября 2022
Актуальное

Благочинный монастырей Псковской епархии принял участие в Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви

23 сентября 2022 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы состоялось Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Благочинный монастырей Псковской епархии принял участие в Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви