Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий  монастырь

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь

О монастыре
Наместник
иеромонах Всеволод (Сиканов)
Контакты
180550, Россия, Псковская область, Псковский район, деревня Крипецкое 1-е

Среди непроходимых болот примерно в 25 км от Пскова уединился преподобный Савва, получив на то благословение от св. Ефросина игумена обители Рождества Пресвятой Богородицы, что на Снятой горе в трех верстах от Пскова. На холме рядом с лесным озером была построена хижина. Здесь преподобный проводил время в молитве и воздержании. Спустя несколько лет к преподобному Савве стали стекаться люди и просили его учредить обитель. 

История монастыря гласит о чуде исцеления жены псковского князя Ярослава Оболенского по молитве братии монастыря во главе с преподобным Саввой. В свой монастырь преподобный Савва не впускал женщин, охраняя строгий монастырский устав и молитвенную жизнь насельников. Для встречи преподобного Саввы с княгиней была построена трехкилометровая гать через болота – «Ярославов мост». Тогда же в 1487 году, князь даровал преподобному крестную грамоту на землю с уставом монастырского строения. Скончался Савва 28 августа (по ст.ст.) в 1495 году.

Жизнь монастыря сегодня следует  своему Уставу, наместник иеромонах Всеволод старается через любовь наставлять братию,  приходящих трудников и приезжающих паломников. По-прежнему монашеское правило начинается в 5:30, переходя в Литургию. Работа от зари до зари, ее много в монастыре, необходимо накормить не только своих, но и всех, кто пришел в монастырь.       У Крыпецкого монастыря есть подворье в Пскове, находится оно на бывшей территории самого древнего – Иоанно – Предтеченского монастыря (13 век), где восстановлен прекрасный храм Рождества Иоанна Предтечи и дом настоятеля. Здесь паломники могут помолиться и передохнуть.

Наместник монастыря: иеромонах Всеволод (Сиканов)
Официальный сайт монастыря: https://krypetsy.ru/
Электронная почта: krypetsy@yandex.ru
Телефон подворья в городе Пскове: +7 8112 57-50-01, +7 8112 56-34-24
Группа ВКонтакте: https://vk.com/public127062341
Канал на Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UC-Z4IWD0U48Z3D1Ux9p0BEg?view_as=subscriber

1
8
Летопись
1455
Дата основания

Среди непроходимых болот примерно в 25 км от Пскова уединился преподобный Савва, получив на то благословение от св. Ефросина игумена обители Рождества Пресвятой Богородицы, что на Снятой горе в трех верстах от Пскова. На холме рядом с лесным озером была построена хижина. Здесь преподобный проводил время в молитве и воздержании. Спустя несколько лет к преподобному Савве стали стекаться люди и просили его учредить обитель. 

В те времена в Пскове у стен Троицкого собора (на Крому) бурлило псковское вече. Над головами собравшихся возвышалась многоступенчатая «степень» - трибуна со «степенными» посадниками и князем. Однако «нейгодного» князя могли со степени и «сопхнуть»!… (Князь во Пскове не пользовался большой властью: он был военоначальником, а в мирное время вместе с представителями города вершил судебные дела. Княжеская дружина дополняла народное ополчение). Первый каменный Троицкий собор был возведен в 1138г. и связан с именем кн. Всеволода Гавриловича, изгнанного новгородцами и, в пику им, принятого псковичами.

Хоть времена тогда были суровые, но кража на Крому считалась тяжким преступлением и наряду с государственной изменой каралась смертной казнью. В 1476г. здесь произошла битва псковичей с князем Ярославом Васильевичем Стригой-Оболенским и его людьми, о которой ярко рассказал летописец. Ссора произошла из-за того, что княжной человек взял у ехавшего на Торг псковитянина «наручье» капусты для княжного барана. Ярослава псковичи не любили, говорили о нем, что князь «злосерд», «на пскович не люб». Он стеснял псковские свободы в пользу Москвы, не забывая о собственной выгоде.

Явившись на княжение во Псков, Ярослав потребовал увеличения своих доходов. Псковичи не соглашались и отрядили в Москву двух посадников, снабдив их грамотами, в которых были записаны древние права вечевого города. Иван 111 (1462-1505) не признал эти грамоты, сказав, что «то грамоты не самих князей великих». Псковичам пришлось уступить. Назрело недовольство.

Княжьи люди пустили в ход оружие, «чего и искони во Пскове… не бывало, и расперечишася с людьми на князи дворе, с пьяными князодворцы, и се почаше битися…».[1] Князь известен так же подменой «смердьей грамоты» (грамоты определяющей статус смердов) в ларе Троицкого собора .

Образ недоброго князя Ярослава и его княгини отражен в одном из 22 –х житийных клейм на иконе из КРЫПЕЦКОГО монастыря, написанной в начале ХУ1 веке. На иконе изображен Иоанн Богослов, святитель Савва 1 архиепископ Сербский, преподобный Ефросин Псковский и преподобный Савва Крыпецкий. На этой иконе святой Савва Крыпецкий изображен высокого роста, с седой круглой, но не длинной бородой. Сейчас икона возвращена монастырю и находится в храме Иоанна Богослова.

А история монастыря гласит о чуде исцеления жены псковского князя Ярослава Оболенского по молитве братии монастыря во главе с преподобным Саввой. В свой монастырь преподобный Савва не впускал женщин, охраняя строгий монастырский устав и молитвенную жизнь насельников. Для встречи преподобного Саввы с княгиней была построена трехкилометровая гать через болота - «Ярославов мост». Тогда же в 1487 году, князь даровал преподобному крестную грамоту на землю с уставом монастырского строения. Скончался Савва 28 августа (по ст.ст.) в 1495 году.

Через 60 лет, когда на месте деревянной церкви стали возводить каменную, монастырскому священнику Исайе случилось видение, в котором преподобный указал место, где покоятся его останки. В Москве на Макарьевских соборах 1547-1549 годов, преподобного Савву причислили к лику святых.

Позднее Ярослав снова княжил во Пскове, но во времена мора преставился с княгинею и положены они у св. Иоанна в Завеличье.

В 1581 году, в царствование Иоанна Грозного, монастырь подвергся нашествию польской рати короля Стефана Батория. Братия перебралась под защиту стен Псковского Кремля, оставив одного монаха Иоанна. Он и рассказал позднее о чудесном появлении вооруженных с головы до ног воинов в момент, когда поляки зашли на территорию монастыря, чтобы его поджечь. Пораженный чудом Стефан Баторий отпустил всех пленников и отвел свое войско.

dsc_0029.jpgИз стен Крыпецкого монастыря вышел ряд подвижников благочестия Русской земли. Среди них: основатель Богоявленской Столобенской пустыни преподобный Нил; старец Никандр Псковский Пустынножитель; иеромонах Варлаам, составитель жития и службы святому Савве.

В ХУ11в. В Крыпецком монастыре принял монашеский постриг под именем Антоний государственный деятель, боярин Афанасий Ордин-Нащокин.

В монастыре в Х1Х веке трудился ученый, археолог, историк, писатель - просвещенный архипастырь митрополит Евгений (Болховитинов). При нем обитель была перестроена и благоукрашена.

Жил в монастыре во второй половине Х1Х века подвижник, Христа ради юродивый монах Корнилий Крыпецкий чудотворец. Старец еще за 17 лет до казни царской семьи предвидел: «Не будет у нас царя! Сменят его как плохого хозяина». Отец Корнилий предсказал и день своей кончины (23 декабря 1903г.) и то, что положат его не по чину Православной церкви, а головой на север. «Похоронят меня, вся Россия заплачет», - говорил блаженный Корнилий, - «когда обретут останки и переложат – окончатся бедствия России». Обретение мощей отца Корнилия Крыпецкого произошло 22 июля 1997г. Останки о. Корнилия поместили в раку и перенесли в храм, а в 1999г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием 11 было благословлено прославление монаха Корнилия как местночтимого преподобного Псковской епархии.

В 1923 г. Псковский губисполком принимает решение о закрытии Крыпецкого монастыря. Монастырь сильно пострадал еще до войны. Разрушены были храмы и стены монастыря. Известный псковский историк и архитектор Е.Н. Морозкина приняла активное участие во включении комплекса монастыря в состав памятников республиканского значения. В конце 50-х годов ХХ века, посетив Крыпецы, она писала: «Теперь вместо сокровищ здесь сохраняются драгоценный покой и вдохновенная тишина. Они не только в удалении от мира – они заключены в самой архитектуре, в том, что в ней нет ничего резкого, даже пяты свода не найдешь: стена переходит в него постепенно. Они - в этом контрасте мягкого света внутри и яркого блеска снаружи. Высота свода соответствует размерам человеческого тела, и здесь необыкновенно хорошо себя чувствуешь». Тогда были начаты первые реставрационные работы под руководством Б.С. Скобельцина, которые не были завершены.

Собор Св. Иоанна Богослова построен игуменом Феоктистом в 1555-1557гг., вскоре после прославления в лике святых основателя обители. Одноглавый на высоком подклете, с крестовым сводом собор построен из местного камня в характерном для Пскова стиле. Южный придел был освящен во имя св. Саввы, архиепископа Сербского (память 12 января, 30 августа). В подклете под этим приделом, в описи 1764г. упоминается часовня над мощами преп. Саввы Крыпецкого. «Мощи Преподобного почивают под спудом в его же храме, в стене под жертвенником».[2] В 1820-1822гг. нижний этаж был перестроен, с северной стороны освящен придел свв. пяти мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В ХХ веке в верхнем храме с севера и слева при входе в нижний храм находилась ризница и библиотека.

Древняя галерея соединяла собор с колокольней, где существовала домовая настоятельская (ранее трапезная) теплая церковь Успения Пресвятой Богородицы (построена в 1586-1587гг.). Над ней в третьем ярусе колокольни находилась церковь св. Иоанна Лествичника. Верхний ярус со шпилем и колоколами был надстроен в 1820г. На колокольне, кроме восьми колоколов больших (самый большой 69 пудов, отлит в 1695г.) и двух поменьше (отлитых в 1559 и 1577гг.) были «железные русские часы».

В 1855г. над главной святыней обители – мощами преп. Саввы была устроена серебряная рака. В 1864-1865гг. монастырь был обнесен кирпичной оградой с тремя башнями. Вне стены находилось кладбище, дом для богомольцев, хозяйственные постройки, сады и огороды.

Чудесным был всегда источник преп. Саввы, «на ручье, текущем из Большого озера, с южной стороны монастыря есть «Копанец» - пруд, специально вырытый, именуется Святым озером. Вода золотистая, как вино, словно собрала в себя солнечный свет», - пишет Е.Н. Морозкина.[3]

Не прекращался поток богомольцев к мощам преподобных Саввы и Корнилия и в более поздние времена запустения. Окунуться в источник целебной воды, взять с собой в обратную дорогу святой его воды приходили люди из дальних деревень. Монастырь стоял среди леса и дороги к нему не было.

В 1990г. Крыпецкий монастырь, его поросшие травой развалины храмов и колокольни передали Псковской епархии. Возглавил долгий путь восстановления монастыря игумен Дамаскин (Сахнюк, день памяти 29 ноября). Будучи рукоположен в дьяконы, а впоследствии пострижен в монашеский чин настоятелем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием, через некоторое время по воле Божией был направлен на службу в приходские храмы.

 

Расписание богослужений
Карта Епархии