Храм Архангела Михаила д. Вышегород Дедовического р-на

Храм Архангела Михаила д. Вышегород Дедовического р-на

О храме
Настоятель
протоиерей Димитрий Васильев
Контакты
Дедовичский р-он, с. Вышегород

Церковь Архистратига Михаила построена в 1873 году. Закладка храма последовала 16 июня 1863 года. Он сооружен на иждивение полковника Петра Ивановича Бибикова, супруги его Анны Александровны, сыновей их генерал-лейтенанта Василия, генерал-майора Александра и тайного советника Николая Бибиковых. Храм был построен как усыпальница. В родовом склепе находилось пять захоронений, четыре из них, в том числе и могила П.И. Бибикова, были разграблены. Останки Петра Ивановича Бибикова без лишнего шума и почестей были перезахоронены на вышегородском кладбище, вместе с сохранившимися сапогами и именной саблей, ловко подмененной на похожую, но ценности не имеющей. Родовое имение Бибиковых находилось в двух километрах от Вышегорода, а в деревне Петрово.

 Крестьяне всех вышегородских деревень тоже трудились, усилиями мира, как принято в русском народе исстари, поднимали святыню. В Петрово на заводе производили кирпич, в Плотишино заготавливали дрова, вышегородские крестьяне подвозили для строительства воду на гору, местные умельцы, обученные Бибиковыми, вели кладку. Недалеко от здания церкви и сейчас можно рассмотреть яму для гашения извести. Старожилы вспоминают, что вокруг нее стояли корзины с яйцами, которые добавляли в известково-песчаный раствор, масса получалась эластичная, «как масло» тонким слоем ложилась на кирпич. Шов получался тонкий и очень прочный. Углы здания и сейчас стоят ровные, только под проездными воротами колокольни  обнаружен небольшой осколок кирпича. Уже при первом осмотре можно убедиться в прочности материала и увидеть тонкий слой известкового раствора. По свидетельству монахини Тавифы, «на каждом кирпиче авторитетно стоит штамп АПБ как знак качества и личного достоинства строителя». Интересна история строительства пандусовых лестниц храма. Материалом для них служили гранитные блоки весом до 2,5 тонн, привезенные из Финляндии по зиме шестерками лошадей. При чем там, на финской границе был создан макет лестниц, по нему мастера высекали отдельные детали, а на месте каждый слой гранита укладывали на свинцовые пластины, в которых тяжелые гранитные блоки утопали и не смещались. Так возвели церковь изящную по форме, богатую утварью, иконами. В левой части алтаря помещались родовые иконы Бибиковых*. Апостола Петра, Анны Пророчицы, Апостола Святителя Николая, Святой Елизаветы (родственницы семьи), Марии Магдалины, икона Архистратига Михаила Архангела помещена над входом в храм, святого Александра Невского – над входом в склеп.

Приход в церкви был большой, верующие шли со всех сторон в чудный храм. Только на клиросе пели до тридцати мужчин. Все было свято и достойно. Церковь стоит алтарем на восток. Сами господа Бибиковы подъезжали на службу в коляске — рессорном четырехколесном экипаже с откидным верхом, входили только с правой стороны (чтобы жизнь сочеталась с правдой) вот почему и были избраны пандусовые лестницы – пологие, наклонные. По ним удобно ходить и спускаться именно по правой стороне, так как ступени располагаются веером, справа они шире и удобнее. Отец Серафим, долгое время служивший священником храма и много сделавший для его сохранения, свидетельствует о том, что «глубоко верующие члены Семьи Бибиковых перед смертью приняли монашество, церковь передали архиерею. Ушли из духовного мира, приняв мир Божеский».

Церковь имела два престола: главный – Архистратига Михаила и придельный – в честь рождества святого Иоанна Предтечи. Причт до Октябрьской революции состоял из священника и двух псаломщиков. Церковной земли не имелось. После революции храм стоял в полном запустении вплоть до 1936 года. Затем был передан в ведение ЛГИ. До Великой Отечественной войны там располагался чертежный зал Горного Института. Неоднократно к Келль Н.Г. приезжали руководители разных уровней с приказом о снятии куполов, но эти указания выполнены не были. Благодаря этому  сейчас можно любоваться первозданным величием церкви Архангела Михаила.

Во время Великой Отечественной войны, когда территория была оккупирована немецкими войсками, в храм был назначен священник. Были перенесены иконы из храма Богоявления Господня и начались богослужения. Но продлились они не долго. Помещение храма было приспособлено под немецкий оружейный склад. Священник Куховский П.П. со всем скарбом был отправлен в Прибалтику. Помещение под храмом было приспособлено немцами для заточения туда людей, которых позднее расстреливали и закапывали в пулеметных ячейках. После освобождения территории от немецких захватчиков, в храм вернулся священник. До наших дней храм считается действующим.

Особенности архитектуры храма:

20-90 годы XIX века в России характеризуются всплеском русской архитектурной мысли. «Здание поставлено на верхней площадке высокой горы в одном километре от села и доминирует над живописным озерным ландшафтом. План храма отличается тем, что классически правильная ориентация запад-восток нарушена, сооружение расположено по оси север-юг. Этим объясняется своеобразие его декора. Материал – кирпич, именно он позволяет четко выделить все декоративные детали. Цоколь облицован бетонной штукатуркой, крыльцо построено из серого гранита. План церкви приближен к кресту, симметричен по продольной оси: состоит из массивного восьмерика на четверике, который составляют выступающие крылья планового креста, перекрытые закомарами с луковичным завершением. Западный вход оформлен широкими гранитными пандусовыми лестницами и квадратным в плане крыльцом, завершенным барабаном с главкой. Спуски-пандусы выполнены из гранита, который задает иную крупную форму, в ней не может быть обилия декора. В то же время выделение входа в церковь с запада характерно для архитектуры эклектики и одновременно явилось попыткой архитектора уравновесить отступление от православного канона, соблюсти традиции. Световой восьмерик храма венчает шатровая кровля с небольшой главкой и крестом. Место трапезной в церкви занимает северный придел во имя Рождества Иоанна Предтечи, который представляет собой купольную церковь, декорированную снаружи световыми трехгранными выступами, завершенными щипцами и двумя закомарными завершениями. Таким образом, декор придельной церкви Иоанна Предтечи выполнен в формах, близких к декору основного четверика. По характеру убранство фасадов делится на два основных типа: высокий и низкий рельеф, выполненный средствами кирпичной кладки. Декор нижнего яруса четверика (на уровне пола интерьера) состоит из горизонтальной рустовки в три ряда; широкие оконные проемы с арочными завершениями и наличниками – столбиками на южном и восточном фасадах декоративные. Оконные проемы в этом ярусе имеют такие же арочные завершения. Углы оформлены в виде плоских пилястр; пазухи креста второго яруса обработаны в виде плоскостей с килевидным луковичным завершением. Стены второго яруса четверика украшены разнообразными поясками, карнизными тягами, поребриком, неглубокими нишами и изображениями крестов. Простенки светового восьмерика обработаны плоскими пилястрами, окна арочные с указанным декором. Главка шатра декорирована кокошником, яблоком и крестом. Архитектуре основного сооружения соответствует трехъярусная колокольня с мощными проездными воротами в первом ярусе, декорированными столбами-пилястрами и удлиненными гирьками. Второй, наиболее нарядный, ярус обработан по углам круглыми пилястрами, имеет сдвоенные, готические по формам арочные проемы и выступающий карниз с обломами и сухариками, увенчанный по сторонам пятью кокошниками. Третий ярус – восьмерик звонов имеет четыре пролета, простенки декорированы нишами и завершены щипцами. Переход к восьмигранному барабану осуществляется с помощью парусов и подпружных арок. Колокольня завершается шлемовидной главой. Основная церковь соединена с придельной широким дверным проемом. Иконостас и утварь датируются второй половиной XIX века. Все сооружение покоится на цокольном этаже, который является родовой усыпальницей семьи Бибиковых. Церковь теплая, отапливалась из цокольного этажа по воздушным каналам. Таким образом, архитектура памятника представляет собой интересный и характерный образец применения эклектики в культовой архитектуре середины второй половины XIX века, основанный на сочетании разнообразных стилевых форм, т.е. русско-византийский стиль. Нам, к сожалению, не удалось установить подлинного имени архитектора этого замечательного храма. Уникальность и ценность вышегородского храма состоит в том, что за 130 лет своего существования он сохранился полностью, это – подлинное сооружение! Согласно данных техника-архитектора ПСИРПМ Голубевой И.Б. за 1977 год: «Здание церкви не перестраивалось, производились мелкие ремонты: покраска шатра глав, закладка северного дверного проема в придел, окраска внутренних стен. Ремонт произведен в 1915 году. Реставрационных работ не производилось».

Группа ВКонтакте: https://vk.com/vishegorod

1
8
Расписание богослужений
Карта Епархии