Дорогой отец Андрей, дорогие отцы, братья и сестры, матушки-игумении!
Я входил сюда с тяжелой душой, понимая, что последний раз буду служить здесь как правящий Псковской архиерей. Но, по милости Божией, после этой Божественной литургии, когда мы все вместе помолились, после очень теплых слов отца Андрея, после общения с отцами, после пения замечательного нашего хора, душа пришла в мир. И для меня это самый большой подарок от вас! Как бы ни было непросто (это самое легкое слово, которое я могу употребить) покидать любимый Псков, любимые Печоры, с которыми связана вся моя жизнь, я исполнен глубочайшей благодарности ко всем вам: к священникам, моим ближайшим помощникам в епархиальных трудах, к братиям Псково-Печерского монастыря и других обителей, к настоятелю и клиру этого храма, где я чаще чем где бы то ни было во Пскове служил, ко всей Псковской пастве. Сейчас в моей душе, несмотря на все бывшие сложности, мир и гармония. И в этом состоянии очень легко идти в новый путь. Надеюсь и молюсь, чтобы мир Божий сопутствовал мне в новом послушании, новом служении. Этот мир, по милости Божьей, как я полагаю (я, конечно, могу ошибаться), обретен сейчас как великая благодать и величайший дар.
Я вчера прощался с братиями Псково-Печерского монастыря, с печерянами. Скажу несколько тех же слов, что сказал и тогда. Удивительны пути Промысла Божия. Мог ли я, послушник с коровника Псково-Печерского монастыря, 40 лет назад думать о том, что взойду на место игумена Псково-Печерского монастыря? Взойду на кафедру великого архиерея, митрополита Иоанна Милостивого[1] (у которого и день Ангела приходился на Иоанна Милостивого и которого именно так и звали)... Для меня он был просто небожитель, образец архиерейского служения. И здесь остается только смиренно молчать и благодарить Господа. Благодарить всех вас за ваше внимание, любовь, снисхождение! За те прекраснейшие пять лет, которые мне довелось провести здесь, во Пскове, на Псковской земле, которые я воспринимаю как незаслуженный и величайший дар Божий! Я был как в Царствии Небесном! И Господь, и почившие духовники, и ангелы вокруг в лице духовенства и мирян.
Конечно, если Господь благословит, я очень хотел бы время от времени бывать здесь. Если Господь благословит, хотел бы видеть всех вас и молиться со всеми вами. Если Господь благословит, хотел бы и лепту свою внести в то неоконченное, к сожалению, дело по благоустройству земли псковской. Устроением духовной жизни будет заниматься уже владыка Арсений, пришедший на мое место. А вот хотя бы по-прорабски немножечко помочь – и Троицкий собор завершить, и многое другое, – если даст Господь, я с удовольствием приложу здесь все свои силы.
Я очень благодарю наше духовенство. Это были первые священники, которые попались мне в руки как архиерею. И я очень переживал: как же я буду их судить, рядить, наставлять (Господи, прости!), указывать, что делать, и поправлять?.. Но их снисхождение было безграничным, за что особо низкий-низкий им поклон.
В моем сердце ничего, кроме благодарности! В сердце ничего, кроме любви и надежды, что и здесь, и на месте крещения князя Владимира, и на месте путешествия княгини Ольги (а именно через Крым она добиралась до Константинополя), и на месте их рождения, и на месте их славных подвигов, как они всегда будут вместе, так и мы, маленькие и незаметные их чада, тоже будем вместе всегда!
Храни вас Господь! Милости вам Божией и радости, трудов и молитв с новым архипастырем, которого завтра я, Бог даст, привезу сюда и представлю тем, кто сможет прийти в этот собор.