Храм ап. и ев. Иоанна Богослова (с Мишариной горы) г. Пскова
Вдали от городского шума и суеты на старом Запсковье, за восточной частью окольного города, вблизи Гремячей башни находится Мишарина гора. На ней стоит храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 16 века. Под горой протекает речушка Милевка (Милявица). В своих трудах Н.Ф. Окулич-Казарин уже в 1911 году пишет: «Происхождение этих слов относят к московскому наместику – дьяку Мисюр Мунехину, пришедшему в Псков в н. 16 века, после присоединения Пскова к Москве, но скорее всего это название обусловлено топографией местности, «мшарами» называли маленькие болотца и топкие места».
В летописи в 1547 году написано: «… того же лета поставлена бысть церковь каменная святый Иван Богослов на Милявицы». В прежние времена здесь находился Костельников (Котельников) монастырь с деревянным храмом. Причем, как и деревянный, каменный храм поставлен на ключах (до сих пор в подчерковье находится источник). Храм стоит на высоком подклете, в длину 25 метров с притвором, в ширину 13 метров с приделом. Время основания монастыря неизвестно, но мы можем предполагать о наличии здесь монастыря с конца 15 века.
Очень важные сведения о монастыре мы находим в Царских Четьях-Минеях Митрополита Макария. Над перепиской, которых в 1550-х годах трудилось около ста писцов, среди них псковичи: Касьян, инок с Гремячей горы, Кузьма с Завеличья, Алексеевский поп Федор и писец Котельникова монастыря. Это свидетельствует, что книжники этого монастыря входили в круг митрополита Макария. В списке иерархов П. Строева до нас дошли имена только троих игуменов: Варлаам – 1613, Герасим – 1616 и Григорий – 1679 г. Монастырь был упразнен в 1764 году и храм обращен в приходской с погостом.
Изучение текста жития Саввы Крыпецкого проясняет некоторые моменты биографии одного из самых известных агиографов Пскова – Василия-Варлаама. В начале 16 века он был игуменом монастыря. Именно здесь он создавал последние свои известные произведения, многие из них вошли в состав Успенских и Царских Четий-Миней: жития равноапостольной княгини Ольги Российской, Евфросина Псковского, Александра Невского, Всеволода-Гавриила, а также службы Евфросину Псковскому, Савве Крыпецкому, святителю Нифонту и Георгию Болгарскому. Также ему приписывают авторство знаменитой повести о прихождении польского короля Батория на Богоспасаемый град Псков. Псковский агиограф Василий –Варлаам был одним из самых плодовитых писателей Макарьевского круга. Он назван игуменом Иоанно-Богословского монастыря. На Псковской земле известно только 2 монастыря в честь Апостола Любви – Крыпецкий и Костельников. Изучая вопрос, игуменом какого монастыря был Варлаам, мы приходим к выводу, что именно Костельникова. Ни один из известных нам письменных источников не содержит имени Варлаам, как игумена Крыпецкого монастыря.
Согласно, описанному игуменом Варлаамом, чуду в 1564 году о исцелении от огненной болезни Алексея и Кирилла с Хлебной слободы. Значиться о принесении из Котельникова монастыря в дом страждущих персти преподобного Саввы. Значит, память преподобного Саввы чтили в этой части города и монастырь был тесно связан с Крыпецким монастырем.
После закрытия монастыря в 18 веке, храм становится приходским кладбищенским и для этого был устроен придел в имя мученика Иоанна воина. Возможно, такой выбор обусловлен тем, что, согласно житию, нетленное тело св. муч. Иоанна воина в конце 4 века было положено в Константинополе в храме Иоанна Богослова.
По описи Ю.П. Спегальского, храм Иоанна Богослова имел сходство с церковью Климента Папы Римского на Завеличье. Первоначальные своды главной части, подкупольные столпы, глава, звонница, притвор и лестница не дошли до нашего времени.
С северной стороны можно видеть боковой вход в четверик на значительной высоте. Подойти к нему можно по галерее или же (что менее вероятно) крыльцу с лестничным входом. Эти боковые здания также не сохранились.
За храмом числилось земли 81 десятина 2200 сажени (примерно 81,2 га) из них усадебной, каменной, сенокосной, и «неудобной» 15 десятин. С 1834 года к храму приписана церковь Константина и Елены, а с 1786 года церковь Георгия со взвоза. Канонической территорий прихода являлись деревни Филоново, Панино и Хлебная горка, это район от угла ул. Герцена и ул. Ипподромной, ул. Инженерной по ул. Кузнецкой до р. Псковы. (см. карту).
Среди настоятелей храма значатся: представитель рода Яхонтовых, ключарь Собора Святой Троицы и благочинный города, а также священник в Присутственных местах г. Пскова.
Кладбище вокруг монастыря одно из трех старейших кладбищ города, наряду с Дмитриевским и Мироносицким. Здесь и по ныне сохраняются древние надгробия – свидетели глубокой старины. Молодежное историко-культурное общество «Вервь» провело исследования некрополя кладбища. Было выяснено, что здесь погребены офицеры русской армии: подполковник Воскресенский Василий Александрович 1853-1891 г.г., штабс-капитан Паутов Павел Иванович 1865-1902 г.г., подпоручик Семенов Василий Владимирович 1894-1918 г.г., доктор медицины, статский советник Николай Александрович Косминский 1865-1910 г.г.
По исследованию митрофорного протоиерея Владимира Попова , настоятеля храма Николая Чудотворца в Любятово, был обнаружен факт массового убийства 200 русских солдат и офицеров в 1919 году в на Любятовской лесопилке и погребенных на Мишариной горе. Рассказ батюшки построен на сведениях очевидцев. Трагическую историю мучительной казни в мае 1919 года 200 офицеров и солдат Русской армии, вернувшихся из германского плена, рассказывал ему отец Константин Шаховской. Протоиерей Константин Шаховской 12-летним мальчиком видел последствия казни русских воинов, которые были распилены на любятовской лесопилке китайскими красноармейцами-интернационалистами. Останки убиенных жители Пскова несли на Иоанно-Богословское кладбище, где они были захоронены.
В 2000-х годах перед храмом устроен мемориал, где наряду с именами наместников и настоятелей храма, воинов погребенных на этом кладбище увековечена и память о 200 русских солдатах и офицерах.
Есть тут и захоронение, связанное с А.С. Пушкиным – купца Лапина из Опочецкого уезда. Существует предание, что это и есть тот Лапин, который принимал поэта, возвращавшегося из Одесской ссылки. Любовь к Пушкину выразилась у Лапина и в желании устроить похожий памятник на своей могиле.
Есть на кладбище могилы и знаменитых современников: краевед и историк Сергей Александрович Цвылев 1890-1962 г.г., (Его детище – картотека «Псковиана» хранится в читальном зале Государственного архива Псковской ), реставратов, архитектор и художник Всеволод Петрович Смирнов 1922-1996 г.г.,
гвардии капитан легендарной 6 роты 76 воздушно-десантной дивизии, погибшей в Аргунском ущелье – Соколов Роман Владимирович 1972-2000 г.г., и генерал-майор Матюшкинов Алексей Михайлович 1930-1994 г.г..
В 1882 году, стараниями купца Петра Михайловича Стехновского сделана пристройка, в виде удлиненного притвора с двумя входами с северной и южной стороны. Там же у лестницы он завещал себя похоронить.
История нам оставила имена некоторых настоятелей храма:
Протоиерея Симона Яновского, Священников Иоанна Прощаницкого, Стефана Скоропостижного, Василия Володина, Василия Суворова, Павла, Василия Черепина, Иоанна Смирнова, Федора Яхонтова, Константина Ильницкого и игумена Ионы (Муханова).
Богослужения в храме продолжались до начала Великой Отечественной войны. Во время освобождения Пскова, храм сильно пострадал. Начало возрождения храма связано с иг. Ионой (Мухановым).
Муханов Александр Александрович 1937 г.р., родом из Курска и Муханова Ефросинья Петровна родом из Брянска. Батюшка приехал принять монашество в Псково-Печерский монастырь, но Владыка еп. Иоанн (Разумов) рукоположил его во священники направив в Вел. Луках в 1958, затем в Пскове в Дмитриевском храме и Троицком Соборе.
Жили они недалеко от Иоанно-Богословского храма и проходя мимо в Дмитриевский храм, батюшка постоянно плакал на развалинах. Монашество супруги приняли в 1990 году в честь Псково-Печерских святых Игумена Ионы и монахини Вассы и в 1991 году Владыка Владимир (Котляров) благословил батюшку на восстановление храма.
О. Иона своей любовью и настойчивостью нашел благотворителей – Псковский кабельный завод. Хозяином стал Федюк Борис Анатольевич, директор завода Кукушкин Виктор Петрович.
Стали восстанавливать крышу и купол, вставили окна и двери, покрыли пол. Иконостас подарили в Псково-Печерском монастыре, сейчас он находиться в приделе Иоанна воина.
Владыка подарил иконы: Тихвинскую Богородицу, Апостола Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. Вскоре случилась чудо, в храм пришла икона Спасителя….
В 1999 году о. Иона скоропостижно скончался, вслед за ним ушла и матушка Васса.
Восстановление храма продолжилось. Были наняты мастера из Москвы для изготовления иконостаса и киотов, колокола заказали в г. Воронеже – это первая полная звонница во Пскове, сделаны теплые полы, храм расписывали псковские иконописцы братья Яблочкины.
Любой общине хочется иметь святыню Небесного Покровителя храма. В связи с тем, что мощей Иоанна Богослова нет, он живым, до Страшного Суда взят на небо. Настоятель храма с Владыкой Евсевием (Саввиным) совершил паломничество по местам Иоанна Богослова. Таким образом в храме появляется ковчег с мощами Русских и Греческих Святых
Но главной целью поездки был о. Патмос – остров Откровения и г. Ефес – место погребения Апостола Любви.
Во времена Римской империи Патмос был местом каторги, где ссыльные работали на каменоломнях, добывая мрамор. Апостол Иоанн, проповедовавший христианство в Эфесе, был при императоре Домициане сослан на Патмос вместе со своим учеником Прохором. Вероятно, условия каторги были не слишком жесткими, и апостол имел относительную свободу передвижения. Какое-то время они с Прохором жили в пещере в горах. Именно здесь Иоанн надиктовал ученику книгу, вошедшую в корпус Нового Завета под названием «Апокалипсис» или «Откровение Иоанна Богослова». Мистическим образом Святой Дух открыл апостолу картины будущего человечества, конца истории и второго пришествия в мир Спасителя. После этого Иоанн Богослов прожил длинную жизнь: вернулся в Эфес, написал Евангелие и умер глубоким старцем, окруженным учениками. А небольшой островок в Эгейском море оказался навсегда вписан в сакральную географию мира как место, где человечество в лице святого Иоанна получило Откровение Божие. Сегодня любой паломник или турист имеет возможность своими руками прикоснуться к сводам пещеры, по преданию треснувшим, когда Святой Дух заговорил с Иоанном, ощутить тепло камня, на котором покоилась голова апостола, когда тот спал.
Сам остров имеют особый статус. С церковной точки зрения Патмос является ставропигиальным, то есть не входящим в состав ни одной епархии, но напрямую подчиняющийся Константинопольскому Патриарху. Наместник монастыря носит также титул патриаршего экзарха острова Патмос.
С государственной точки зрения Патмосу придан статус национального заповедника: на нем никогда не будет аэропорта, запрещено многоэтажное строительство. А если учесть, что многие жители до сих пор обитают в домах, построенных крестоносцами, то даже установку стеклопакетов или солнечных батарей необходимо согласовывать с инспекцией по охране памятников.
В Пскове уже 20 лет в храме Иоанна Богослова на Мишариной горе находится уникальная икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Эта икона – подарок Патриаршего экзарха и наместника о. Патмос (остров Откровения) архимандрита Антипы (Никтарис).
Архимандрита Антипы. Она особенная, так как была написана на месте подвига и чудесного видения Иоанна Богослова в пещере Апокалипсиса.
В монастыре с первых веков христианства сохраняется традиция, когда во время Великого поста монахи уходят в затвор и пишут иконы в пещере, где апостол и евангелист Иоанн Богослов получил Откровение и записал его в книгу, которую сегодня весь мир называет “Апокалипсис”. А так как нет мощей святого, то икона считается его благословением. И эти иконы не продаются, но раздаются по особому благословению наместников. Насколько известно, в России нет такой иконы.
Когда в 2001 году Архимандрит Антипа передавал эту икону как благословение, он сказал: “Мы очень любим русский народ, существует множество греческих пророчеств, что русские помогут вернуть Константинополь грекам, и они дожидаются от России восстановления православия через восстановление Руси.
И мы передаем икону в Псков с единственной целью: молитесь, чтобы русским людям Господь даровал ту любовь, которую русский человек всегда имел – любовь друг к другу”.
До сих пор перед этой иконой по благословению Митрополита Евсевия еженедельно совершаются молебны «О умножении Любви и искоренении ненависти и всякой злобы» с акафистом Иоанна Богослова.
В 2007 году к 460-лети. Храма прошли краеведческие чтения, организованные Медниковыми Михаилом Михайловичем и Татьяной Викторовной и Матвеевым Евгением Петровичем при Троицком Соборе. Представленные на доклады, хронологически восстановили историческую картину существования храма. Краевед Вячеслав Викторович Котов уточнил историю монастырского храма с времени его строительства в 1547 году до упразднения Костельникова монастыря в 1721 году. Историки также уточнили этимологию названий Костельникова монастыря и места расположения храма. Костель – в древнерусском языке означает укрепленное место, а мшара – болото.
Кандидат исторических наук Таисия Викторовна Круглова, заведующая отделом Псковского музея-заповедника сделала доклад о монастырском строительстве в средневековом Пскове и месте в этом строительстве Костельникова монастыря. По её сведениям в XV-XVI вв. в городе было около пятидесяти монастырей, а в Псковской земле около ста. Кандидат исторических наук доцент Псковского педагогического университета Валентина Ильинична Охотникова, автор учебника по Древнерусской литературе и двухтомника “Псковская агиография”, рассказала собравшимся о деятельности известного русского агиографа, автора Житий о псковских святых отца Василия, в монашестве Варлаама, одного из игуменов Иоанно-Богословского Костельникова монастыря. Прозвучали также на Чтениях интересные сообщения, сделанные известным псковским краеведом Н. Ф. Левиным о захоронениях на Иоанно-Богословском кладбище купца П. М. Стехновского, псковского краеведа С. А. Цвылева, архитектора В. П. Смирнова.
В летописи в 1547 году написано: «… того же лета поставлена бысть церковь каменная святый Иван Богослов на Милявицы». В прежние времена здесь находился Костельников (Котельников) монастырь с деревянным храмом. Причем, как и деревянный, каменный храм поставлен на ключах (до сих пор в подчерковье находится источник). Храм стоит на высоком подклете, в длину 25 метров с притвором, в ширину 13 метров с приделом. Время основания монастыря неизвестно, но мы можем предполагать о наличии здесь монастыря с конца 15 века.
Очень важные сведения о монастыре мы находим в Царских Четьях-Минеях Митрополита Макария. Над перепиской, которых в 1550-х годах трудилось около ста писцов, среди них псковичи: Касьян, инок с Гремячей горы, Кузьма с Завеличья, Алексеевский поп Федор и писец Котельникова монастыря. Это свидетельствует, что книжники этого монастыря входили в круг митрополита Макария. В списке иерархов П. Строева до нас дошли имена только троих игуменов: Варлаам – 1613, Герасим – 1616 и Григорий - 1679 г. Монастырь был упразнен в 1764 году и храм обращен в приходской с погостом.
Изучение текста жития Саввы Крыпецкого проясняет некоторые моменты биографии одного из самых известных агиографов Пскова – Василия-Варлаама. В начале 16 века он был игуменом монастыря. Именно здесь он создавал последние свои известные произведения, многие из них вошли в состав Успенских и Царских Четий-Миней: жития равноапостольной княгини Ольги Российской, Евфросина Псковского, Александра Невского, Всеволода-Гавриила, а также службы Евфросину Псковскому, Савве Крыпецкому, святителю Нифонту и Георгию Болгарскому. Также ему приписывают авторство знаменитой повести о прихождении польского короля Батория на Богоспасаемый град Псков. Псковский агиограф Василий –Варлаам был одним из самых плодовитых писателей Макарьевского круга. Он назван игуменом Иоанно-Богословского монастыря. На Псковской земле известно только 2 монастыря в честь Апостола Любви – Крыпецкий и Костельников. Изучая вопрос, игуменом какого монастыря был Варлаам, мы приходим к выводу, что именно Костельникова. Ни один из известных нам письменных источников не содержит имени Варлаам, как игумена Крыпецкого монастыря.
Согласно, описанному игуменом Варлаамом, чуду в 1564 году о исцелении от огненной болезни Алексея и Кирилла с Хлебной слободы. Значиться о принесении из Котельникова монастыря в дом страждущих персти преподобного Саввы. Значит, память преподобного Саввы чтили в этой части города и монастырь был тесно связан с Крыпецким монастырем.
После закрытия монастыря в 18 веке, храм становится приходским кладбищенским и для этого был устроен придел в имя мученика Иоанна воина. Возможно, такой выбор обусловлен тем, что, согласно житию, нетленное тело св. муч. Иоанна воина в конце 4 века было положено в Константинополе в храме Иоанна Богослова.
По описи Ю.П. Спегальского, храм Иоанна Богослова имел сходство с церковью Климента Папы Римского на Завеличье. Первоначальные своды главной части, подкупольные столпы, глава, звонница, притвор и лестница не дошли до нашего времени.
С северной стороны можно видеть боковой вход в четверик на значительной высоте. Подойти к нему можно по галерее или же (что менее вероятно) крыльцу с лестничным входом. Эти боковые здания также не сохранились.
За храмом числилось земли 81 десятина 2200 сажени (примерно 81,2 га) из них усадебной, каменной, сенокосной, и «неудобной» 15 десятин. С 1834 года к храму приписана церковь Константина и Елены, а с 1786 года церковь Георгия со взвоза. Канонической территорий прихода являлись деревни Филоново, Панино и Хлебная горка, это район от угла ул. Герцена и ул. Ипподромной, ул. Инженерной по ул. Кузнецкой до р. Псковы. (см. карту).
Среди настоятелей храма значатся: представитель рода Яхонтовых, ключарь Собора Святой Троицы и благочинный города, а также священник в Присутственных местах г. Пскова.
Кладбище вокруг монастыря одно из трех старейших кладбищ города, наряду с Дмитриевским и Мироносицким. Здесь и по ныне сохраняются древние надгробия – свидетели глубокой старины. Молодежное историко-культурное общество «Вервь» провело исследования некрополя кладбища. Было выяснено, что здесь погребены офицеры русской армии: подполковник Воскресенский Василий Александрович 1853-1891 г.г., штабс-капитан Паутов Павел Иванович 1865-1902 г.г., подпоручик Семенов Василий Владимирович 1894-1918 г.г., доктор медицины, статский советник Николай Александрович Косминский 1865-1910 г.г.
По исследованию митрофорного протоиерея Владимира Попова , настоятеля храма Николая Чудотворца в Любятово, был обнаружен факт массового убийства 200 русских солдат и офицеров в 1919 году в на Любятовской лесопилке и погребенных на Мишариной горе. Рассказ батюшки построен на сведениях очевидцев. Трагическую историю мучительной казни в мае 1919 года 200 офицеров и солдат Русской армии, вернувшихся из германского плена, рассказывал ему отец Константин Шаховской. Протоиерей Константин Шаховской 12-летним мальчиком видел последствия казни русских воинов, которые были распилены на любятовской лесопилке китайскими красноармейцами-интернационалистами. Останки убиенных жители Пскова несли на Иоанно-Богословское кладбище, где они были захоронены.
В 2000-х годах перед храмом устроен мемориал, где наряду с именами наместников и настоятелей храма, воинов погребенных на этом кладбище увековечена и память о 200 русских солдатах и офицерах.
Есть тут и захоронение, связанное с А.С. Пушкиным – купца Лапина из Опочецкого уезда. Существует предание, что это и есть тот Лапин, который принимал поэта, возвращавшегося из Одесской ссылки. Любовь к Пушкину выразилась у Лапина и в желании устроить похожий памятник на своей могиле.
Есть на кладбище могилы и знаменитых современников: краевед и историк Сергей Александрович Цвылев 1890-1962 г.г., (Его детище – картотека «Псковиана» хранится в читальном зале Государственного архива Псковской ), реставратов, архитектор и художник Всеволод Петрович Смирнов 1922-1996 г.г.,
гвардии капитан легендарной 6 роты 76 воздушно-десантной дивизии, погибшей в Аргунском ущелье – Соколов Роман Владимирович 1972-2000 г.г., и генерал-майор Матюшкинов Алексей Михайлович 1930-1994 г.г..
В 1882 году, стараниями купца Петра Михайловича Стехновского сделана пристройка, в виде удлиненного притвора с двумя входами с северной и южной стороны. Там же у лестницы он завещал себя похоронить.
История нам оставила имена некоторых настоятелей храма:
Протоиерея Симона Яновского, Священников Иоанна Прощаницкого, Стефана Скоропостижного, Василия Володина, Василия Суворова, Павла, Василия Черепина, Иоанна Смирнова, Федора Яхонтова, Константина Ильницкого и игумена Ионы (Муханова).
Богослужения в храме продолжались до начала Великой Отечественной войны. Во время освобождения Пскова, храм сильно пострадал. Начало возрождения храма связано с иг. Ионой (Мухановым).
Муханов Александр Александрович 1937 г.р., родом из Курска и Муханова Ефросинья Петровна родом из Брянска. Батюшка приехал принять монашество в Псково-Печерский монастырь, но Владыка еп. Иоанн (Разумов) рукоположил его во священники направив в Вел. Луках в 1958, затем в Пскове в Дмитриевском храме и Троицком Соборе.
Жили они недалеко от Иоанно-Богословского храма и проходя мимо в Дмитриевский храм, батюшка постоянно плакал на развалинах. Монашество супруги приняли в 1990 году в честь Псково-Печерских святых Игумена Ионы и монахини Вассы и в 1991 году Владыка Владимир (Котляров) благословил батюшку на восстановление храма.
О. Иона своей любовью и настойчивостью нашел благотворителей - Псковский кабельный завод. Хозяином стал Федюк Борис Анатольевич, директор завода Кукушкин Виктор Петрович.
Стали восстанавливать крышу и купол, вставили окна и двери, покрыли пол. Иконостас подарили в Псково-Печерском монастыре, сейчас он находиться в приделе Иоанна воина.
Владыка подарил иконы: Тихвинскую Богородицу, Апостола Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. Вскоре случилась чудо, в храм пришла икона Спасителя….
В 1999 году о. Иона скоропостижно скончался, вслед за ним ушла и матушка Васса.
Восстановление храма продолжилось. Были наняты мастера из Москвы для изготовления иконостаса и киотов, колокола заказали в г. Воронеже – это первая полная звонница во Пскове, сделаны теплые полы, храм расписывали псковские иконописцы братья Яблочкины.
Любой общине хочется иметь святыню Небесного Покровителя храма. В связи с тем, что мощей Иоанна Богослова нет, он живым, до Страшного Суда взят на небо. Настоятель храма с Владыкой Евсевием (Саввиным) совершил паломничество по местам Иоанна Богослова. Таким образом в храме появляется ковчег с мощами Русских и Греческих Святых
Но главной целью поездки был о. Патмос – остров Откровения и г. Ефес – место погребения Апостола Любви.
Во времена Римской империи Патмос был местом каторги, где ссыльные работали на каменоломнях, добывая мрамор. Апостол Иоанн, проповедовавший христианство в Эфесе, был при императоре Домициане сослан на Патмос вместе со своим учеником Прохором. Вероятно, условия каторги были не слишком жесткими, и апостол имел относительную свободу передвижения. Какое-то время они с Прохором жили в пещере в горах. Именно здесь Иоанн надиктовал ученику книгу, вошедшую в корпус Нового Завета под названием «Апокалипсис» или «Откровение Иоанна Богослова». Мистическим образом Святой Дух открыл апостолу картины будущего человечества, конца истории и второго пришествия в мир Спасителя. После этого Иоанн Богослов прожил длинную жизнь: вернулся в Эфес, написал Евангелие и умер глубоким старцем, окруженным учениками. А небольшой островок в Эгейском море оказался навсегда вписан в сакральную географию мира как место, где человечество в лице святого Иоанна получило Откровение Божие. Сегодня любой паломник или турист имеет возможность своими руками прикоснуться к сводам пещеры, по преданию треснувшим, когда Святой Дух заговорил с Иоанном, ощутить тепло камня, на котором покоилась голова апостола, когда тот спал.
Сам остров имеют особый статус. С церковной точки зрения Патмос является ставропигиальным, то есть не входящим в состав ни одной епархии, но напрямую подчиняющийся Константинопольскому Патриарху. Наместник монастыря носит также титул патриаршего экзарха острова Патмос.
С государственной точки зрения Патмосу придан статус национального заповедника: на нем никогда не будет аэропорта, запрещено многоэтажное строительство. А если учесть, что многие жители до сих пор обитают в домах, построенных крестоносцами, то даже установку стеклопакетов или солнечных батарей необходимо согласовывать с инспекцией по охране памятников.
В Пскове уже 20 лет в храме Иоанна Богослова на Мишариной горе находится уникальная икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Эта икона – подарок Патриаршего экзарха и наместника о. Патмос (остров Откровения) архимандрита Антипы (Никтарис).
Архимандрита Антипы. Она особенная, так как была написана на месте подвига и чудесного видения Иоанна Богослова в пещере Апокалипсиса.
В монастыре с первых веков христианства сохраняется традиция, когда во время Великого поста монахи уходят в затвор и пишут иконы в пещере, где апостол и евангелист Иоанн Богослов получил Откровение и записал его в книгу, которую сегодня весь мир называет “Апокалипсис”. А так как нет мощей святого, то икона считается его благословением. И эти иконы не продаются, но раздаются по особому благословению наместников. Насколько известно, в России нет такой иконы.
Когда в 2001 году Архимандрит Антипа передавал эту икону как благословение, он сказал: “Мы очень любим русский народ, существует множество греческих пророчеств, что русские помогут вернуть Константинополь грекам, и они дожидаются от России восстановления православия через восстановление Руси.
И мы передаем икону в Псков с единственной целью: молитесь, чтобы русским людям Господь даровал ту любовь, которую русский человек всегда имел - любовь друг к другу”.
До сих пор перед этой иконой по благословению Митрополита Евсевия еженедельно совершаются молебны «О умножении Любви и искоренении ненависти и всякой злобы» с акафистом Иоанна Богослова.
Настоятель: протоиерей Владимир Саввин В 2007 году к 460-лети. Храма прошли краеведческие чтения, организованные Медниковыми Михаилом Михайловичем и Татьяной Викторовной и Матвеевым Евгением Петровичем при Троицком Соборе. Представленные на доклады, хронологически восстановили историческую картину существования храма. Краевед Вячеслав Викторович Котов уточнил историю монастырского храма с времени его строительства в 1547 году до упразднения Костельникова монастыря в 1721 году. Историки также уточнили этимологию названий Костельникова монастыря и места расположения храма. Костель - в древнерусском языке означает укрепленное место, а мшара – болото.
Кандидат исторических наук Таисия Викторовна Круглова, заведующая отделом Псковского музея-заповедника сделала доклад о монастырском строительстве в средневековом Пскове и месте в этом строительстве Костельникова монастыря. По её сведениям в XV-XVI вв. в городе было около пятидесяти монастырей, а в Псковской земле около ста. Кандидат исторических наук доцент Псковского педагогического университета Валентина Ильинична Охотникова, автор учебника по Древнерусской литературе и двухтомника "Псковская агиография", рассказала собравшимся о деятельности известного русского агиографа, автора Житий о псковских святых отца Василия, в монашестве Варлаама, одного из игуменов Иоанно-Богословского Костельникова монастыря. Прозвучали также на Чтениях интересные сообщения, сделанные известным псковским краеведом Н. Ф. Левиным о захоронениях на Иоанно-Богословском кладбище купца П. М. Стехновского, псковского краеведа С. А. Цвылева, архитектора В. П. Смирнова.
- Адрес: г. Псков, Аллейная ул., 14
- Режим работы: ежедневно с 9:00 до 17:00
- Группа ВКонтакте: https://vk.com/hramioannbogoslov